Рим
Ватиканская пъета
В первой капелле справа находится шедевр Микеланджело — мраморная "Пьета". Она
была создана им на рубеже XV и XVI столетий в возрасте 23 лет. После того как
злоумышленником была совершена попытка разбить статую, её защитили стеклом.
Рядом располагается небольшая капелла Распятия (или Реликвии), в которой
хранится великолепное деревянное распятие конца XIII — начала XIV в.,
приписываемое Пьетро Каваллини. Чуть дальше находится надгробие маркграфини
Матильды Каносской работы Бернини с учениками; это была первая женщина,
удостоившаяся чести быть погребённой в этом соборе. (В 1077 г. в Каноссе, замке
маркграфини Матильды, император Священной Римской империи Генрих IV, который был
отлучён от церкви и низложен, униженно вымаливал прощение у папы Григория VII.)
Решётка капеллы св. Причастия выполнена по рисунку Борромини. Рядом с капеллой —
надгробие Григория XIII; барельеф напоминает об осуществленной папой реформе —
введении нового календаря (григорианского). Чуть дальше находится выполненное в
стиле классицизма скульптором Кановой (1792 г.) надгробие Климента XIII.
Первые фильмы снимал как любитель ("Послеполуденный отдых фавна" на музыку
Дебюсси, и другие). Был сценаристом. Затем поставил фильмы, восхвалявшие военную
машину Италии: "Белый корабль" (1941, под руководством Ф. Де Бертиса), "Пилот
возвращается" и "Человек с крестом" (1942), в которых пытался сблизить
художественный кинематограф с документальным. Война и поражение Италии вызвали у
Росселлини разочарование в его вчерашних идеалах, в то же время он воочию увидел
примеры народного героизма, патриотической воодушевленности народа в
антифашистской борьбе. Его фильм "Рим - открытый город" (1945, премия
Международного кинофестиваля в Канне, 1946) явился как бы манифестом направления
в итальянском кино, получившего название неореализма. Присущее Росселлини
стремление к документализму сочеталось здесь с героической, патетической
устремленностью.
Когда-то земли в этом районе принадлежали семейству Боргезе, и в XVII в.
Кардинал Шипионе Боргезе, племянник папы Павла V и покровитель Бернини создал на
месте бывших виноградников парк. В XIX в. парк большая часть парка была
оформлена в английском стиле. В начале нашего столетия (1903) он был приобретён
государством и передан в дар городу. В Виллу Боргезе ведут Испанские ступени,
второй вход находится со стороны площади Пополо. До 1807 года на вилле хранилась
скульптура Боргезский борец.
|